|
Современные тенденции развития экономики, профессионального
образования и положения на международном рынке образовательных услуг
Г.М. Епихина, Н.С. Исарова
(Полностью статья опубликована в "Вестнике Российского нового
университета", выпуск 2, 2004 серия "Экономика и управление",
с. 6-16)
За 90-е годы истекшего столетия ВВП России сократился
не менее чем в два раза. По совокупному размеру ВВП Россия сегодня
уступает США более чем в 10 раз, Китаю - в 5 раз, Италии и Индии
- в 2-3 раза.
Изменилась структура российской экономики. Ключевые
позиции в национальном хозяйственном комплексе сегодня занимают
топливная промышленность, электроэнергетика, черная и цветная металлургия,
и главным образом потому, что их продукция - основная в российском
экспорте. Другие же стороны реального сектора экономики, главным
образом промышленность, а также ряд отраслей непроизводственной
сферы находятся пока в состоянии депрессии.
Указанные изменения привели к значительным изменениям
в общих показателях экономики, а также в структуре занятости населения.
Так, согласно данным Минэкономразвития России, среднегодовая
численность занятых в экономике уменьшилась с 73,8 миллиона человек
в 1991 году до 64,7 миллиона человек в 2001 году, или на 9,1 миллиона
человек (при этом после 1998 года отмечался небольшой прирост).
Данные таблицы 1 показывают, что наибольшие потери трудового
потенциала, в том числе высококвалифицированных специалистов, наблюдались
в промышленности (7,7 миллиона человек), в строительстве (3,4 миллиона
человек), сельском хозяйстве (1,8 миллиона человек), в науке и научном
обслуживании (почти 1,5 миллиона человек) и на транспорте (около
0,7 миллиона человек). В целом же указанные отрасли потеряли за
рассматриваемый период 15,1 миллиона человек.
Таблица 1. Среднегодовая численность занятых по отраслям
экономики
(тысяч человек)
|
1991 год
|
2001 год
|
Изменения
(+,-)
|
Занято в экономике, всего
|
73848
|
64710
|
-9138
|
в том числе:
|
Промышленность
|
22407
|
14692
|
-7715
|
Сельское хозяйство
|
9736
|
7936
|
-1800
|
Лесное хозяйство
|
234
|
264
|
30
|
Строительство
|
8488
|
5015
|
-3473
|
Транспорт
|
4876
|
4115
|
-761
|
Связь
|
874
|
899
|
25
|
Оптовая и розничная торговля, общественное питание
|
5626
|
9385
|
3759
|
ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания населения
|
3159
|
3405
|
246
|
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение
|
4305
|
4531
|
226
|
Образование
|
6138
|
5857
|
-281
|
Культура и искусство
|
1135
|
1160
|
25
|
Наука и научное обслуживание
|
2769
|
1187
|
-1582
|
Финансы, кредит, страхование
|
439
|
787
|
348
|
Управление
|
1532
|
2880
|
1348
|
Другие отрасли
|
2130
|
2739
|
-609
|
Активно увеличивалась численность занятых в таких отраслях,
как оптовая и розничная торговля, общественное питание (3,7 миллиона
человек), сфера управления (1,3 миллиона человек), финансы, кредит
и страхование (0,3 миллиона человек), ЖКХ и бытовое обслуживание
(0,2 миллиона человек), здравоохранение и физкультура (0,22 миллиона
человек).
Высвобождение из реального сектора экономики 15 миллионов
человек привело к значительной потере в отраслях этого сектора высококвалифицированных
кадров. Так, в числе высвобожденных работников более 3,5 миллиона
человек составили специалисты, имеющие высшее и неполное высшее
профессиональное образование.
Усилился отток наиболее квалифицированных кадров в другие
страны. Так, за 90-е годы Россию покинули по экспертным оценкам
свыше 600 тысяч специалистов высшей квалификации.
По мере увеличения объемов высвобождения рабочей силы
возрастает напряженность на рынке труда. Уже в 1998 году уровень
безработицы по отношению к экономически активному населению увеличился
с 5,2 % в 1992 году до 12,0 % в 1999 году.
<…>
Вместе с тем, рыночные отношения увеличили спрос на
такие профессии, как руководители и специалисты в области управления
и маркетинга: банковские специалисты, аудиторы, брокеры и дилеры,
менеджеры, государственные чиновники "нового поколения"
и др.
До 1998 года "бум" спроса на работников умственного
труда несколько снизил безработицу среди квалифицированных специалистов.
При этом спрос на рабочую силу в сфере управления и образования
удовлетворялся не только выпускниками соответствующих высших и средних
специальных учебных заведений, и высвобождающимися ИТР.
Летом 1998 года, наряду с прочими экономическим потрясениями,
произошел перелом в спросе на рабочую силу со стороны рынка труда
для представителей новых рыночных профессий, который затронул уже
в большой степени работников умственного труда, чем физического,
прежде всего в сфере финансов и внутрифирменного управления. Начали
терять работу специалисты в области рекламного и туристического
бизнеса, средств массовой информации, торговых и посреднических
учреждений и т.д. Впервые за годы реформ в 1998 году увеличилась
доля лиц, имеющих профессии в сфере преимущественно умственного
труда - с 23,2 % в 1997 году до 26 % в 1998 году.
<…>
Однако, как это ни парадоксально, тяжелое положение
в экономике и на рынке труда не сказались столь же разрушительно
на подготовке специалистов высшего звена. Более того, несмотря на
совершенно недостаточное финансирование, показатели их подготовки
не только не снизились, но имели тенденцию к росту.
Если рассмотреть структуру учебных заведений профессионального
образования за последние десять лет, то можно увидеть, что наибольший
удельный вес среди них имеют начальные профессиональные учреждения,
а наименьший - высшие учебные заведения. При этом произошли структурные
сдвиги в уровнях профессионального образования: доля учебных заведений
начального профессионального образования снизилась на 7%, а доля
средних специальных и высших учебных заведений повысилась почти
на 4% и 2% соответственно (см. таблицу 2).
Таблица 2. Структура профессиональных учебных заведений
в России за период с 1992/93 по 2001/02 учебный год, в %
Учебные заведения профессионального образования
|
Учебный год
|
1992/ 1993
|
1993/ 1994
|
1994/ 1995
|
1995/ 1996
|
1996/ 1997
|
1997/ 1998
|
1998/ 1999
|
1999/ 2000
|
2000/ 2001
|
2001/
2002
|
Начального
|
57,6
|
56,9
|
56,1
|
55,2
|
54,6
|
53,8
|
55,8
|
52,7
|
52,3
|
51,6
|
Среднего
|
28,2
|
26,6
|
25
|
25,5
|
26,2
|
26,7
|
28,9
|
28,9
|
31
|
32,1
|
Высшего
|
14,2
|
16,5
|
18,9
|
19,3
|
19,2
|
19,5
|
15,3
|
18,4
|
16,7
|
16,3
|
Итого
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Вместе с тем в структуре контингента обучающихся всегда
преобладали студенты вузов. Доля студентов высших учебных заведений
имеет тенденцию к увеличению (к 2001/02 уч. году она выросла почти
на 25%), а доля контингента, обучающегося в средних специальных
учебных заведениях и начального профессионального образования имеет
тенденцию к уменьшению (к 2001/02 уч. году она снизилась почти на
12% и 13% соответственно). Необходимо отметить, что 16,3% вузов
охватывает 65,3% студентов от общего контингента обучающихся во
всех профессиональных учебных заведениях (см. таблицу 3).
Таблица 3. Структура контингента, обучающегося в учебных
заведениях профессионального образования в России за период с 1992/93
по 2001/02 учебный год, в %
Контингент, обучающийся в учебных заведениях профессиональ-ного
образования
|
Учебный год
|
1992/ 1993
|
1993/ 1994
|
1994/ 1995
|
1995/ 1996
|
1996/ 1997
|
1997/ 1998
|
1998/ 1999
|
1999/ 2000
|
2000/ 2001
|
2001/ 2002
|
Начального
|
27,3
|
27,4
|
27,3
|
26,4
|
18,4
|
17,9
|
17,4
|
16,7
|
15,3
|
14,1
|
Среднего специального
|
32,1
|
31,4
|
30,1
|
30
|
21,8
|
21,6
|
21,4
|
21,2
|
21,1
|
20,6
|
Высшего
|
40,6
|
41,2
|
42,6
|
43,6
|
59,8
|
60,5
|
61,2
|
62,1
|
63,6
|
65,3
|
Итого
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Проведем более подробный анализ количественных изменений
по уровням профессионального образования за рассматриваемый период.
Данные, представленные в таблице 4, показывают снижение
темпов роста количества студентов в 1993/94 и 1994/95 учебных годах
соответственно на 2,5% и на 6,3 %. Достигнув в 1995/96 учебном году
уровень 1992/93 учебного года, наблюдается рост количества студентов
на 71,2% к 2001/02 учебному году
Таблица 4. Количество студентов средних специальных
и высших заведений, приходящихся на 10000 населения
Учебный год
|
1992/ 1993
|
1993/ 1994
|
1994/ 1995
|
1995/ 1996
|
1996/ 1997
|
1997/ 1998
|
1998/ 1999
|
1999/ 2000
|
2000/ 2001
|
2001/ 2002
|
Количество студентов на 10000 населения
|
319
|
311
|
299
|
319
|
336
|
359
|
387
|
426
|
487
|
546
|
Темп роста, в % к 1992/1993
|
100
|
97,5
|
93,7
|
100
|
105,3
|
112,5
|
121,3
|
133,5
|
152,7
|
171,2
|
Анализ динамики контингента студентов по уровням профессионального
образования показывает, что такая картина сложилась в основном за
счет более быстрого роста количества студентов высших учебных заведений
(см. расчетные данные, представленные в таблицах 5 и 6).
Таблица 5. Показатели уровня и динамики контингента
средних специальных учебных заведений в России
Учебный год
|
1992/ 1993
|
1993/ 1994
|
1994/ 1995
|
1995/ 1996
|
1996/ 1997
|
1997/ 1998
|
1998/ 1999
|
1999/ 2000
|
2000/ 2001
|
2001/ 2002
|
Количество студентов ССУЗ на 10000 населения
|
141
|
134
|
127
|
130
|
134
|
137
|
140
|
147
|
160
|
168
|
Темп роста, в % к 1992/1993
|
100
|
95,0
|
90,1
|
92,2
|
95,0
|
97,2
|
99,3
|
104,3
|
113,5
|
119,1
|
Таблица 6. Показатели уровня и динамики контингента
высших учебных заведений в России
Учебный год
|
1992/ 1993
|
1993/ 1994
|
1994/ 1995
|
1995/ 1996
|
1996/ 1997
|
1997/ 1998
|
1998/ 1999
|
1999/ 2000
|
2000/ 2001
|
2001/ 2002
|
Количество студентов ССУЗ на 10000 населения
|
178
|
176
|
172
|
189
|
202
|
222
|
247
|
279
|
327
|
378
|
Темп роста, в % к 1992/1993
|
100
|
98,9
|
96,6
|
106,2
|
113,5
|
112,5
|
121,3
|
138,8
|
183,7
|
212,4
|
Так, за этот же период динамика числа обучающихся студентов
в средних специальных учебных заведениях, приходящихся на 10000
населения, показывает снижение до 1999/2000 учебного года, начиная
с которого наблюдается подъем темпов роста (в 2001/2002 прирост
составил 19,1%).
Данные таблицы 5 свидетельствуют о небольших снижениях
темпов роста числа обучающихся студентов высших учебных заведений,
приходящихся на 10000 населения России до 1995/96 учебного года.
За десятилетие количество студентов высших учебных заведений в расчете
на 10000 человек увеличилось более чем в два раза. Увеличение контингента
студентов высших учебных заведений с 1995/96 учебного года можно
объяснить ростом количества негосударственных образовательных учреждений.
О численности учащихся учреждений начального профессионального
образования Министерства образования Российской Федерации и их динамике
можно судить исходя из данных таблицы 7.
Таблица 7. Показатели уровня и динамики контингента
обучающихся в заведениях начального профессионального образования
Учебный год
|
1992/ 1993
|
1993/ 1994
|
1994/ 1995
|
1995/ 1996
|
1996/ 1997
|
1997/ 1998
|
1998/ 1999
|
1999/ 2000
|
2000/ 2001
|
2001/ 2002
|
Численность учащихся, тыс. человек
|
1773
|
1742
|
1699
|
1689
|
1670
|
1667
|
1676
|
1694
|
1679
|
1649
|
Количество учащихся на 10000 населения
|
120
|
117
|
115
|
114
|
114
|
114
|
115
|
116
|
116
|
114
|
Темп роста, в % к 1992/1993
|
100
|
98,2
|
95,8
|
95,3
|
94,2
|
94,0
|
94,5
|
95,5
|
94,7
|
93,0
|
Как показывают данные, идет снижение численности учащихся
учреждений начального профессионального образования, при этом среднегодовой
темп снижения за рассматриваемые десять лет составил 99,5%.
Вместе с тем в Российской образовательной системе происходили
и качественные преобразования.
В начальном профессиональном образовании сформировались
учебные заведения (в основном профессиональные лицеи), осуществляющие
подготовку высококвалифицированных кадров рабочих (почти 24% от
общего числа учебных заведений этого уровня).
В системе государственных учреждений среднего профессионального
образования появились новые виды учебных заведений - колледжи, в
которых ведется подготовка специалистов для работы в области высоких
технологий, в социальной и других сферах, требующих высокого уровня
знаний. Доля колледжей увеличилась за десятилетие более, чем на
20% и в 2001/02 учебном году достигла почти 40% (см. таблицу 8).
Таблица 8. Удельный вес колледжей в общем числе средних
специальных учебных заведений в России за период с 1992/93 по 2001/02
учебный год
Учебный год
|
1992/ 1993
|
1993/ 1994
|
1994/ 1995
|
1995/ 1996
|
1996/ 1997
|
1997/ 1998
|
1998/ 1999
|
1999/ 2000
|
2000/ 2001
|
2001/ 2002
|
Доля колледжей в общем числе ССУЗ, в %
|
16,6
|
23,6
|
26,4
|
29,6
|
31,8
|
33,8
|
36,2
|
37,6
|
38,2
|
39,2
|
В составе высших учебных заведений получили развитие
университеты и академии - 50% и 30% от общего числа государственных
вузов соответственно.
Как уже отмечалось, на нужды образования и вузовской
науки выделяется очень мало средств. Так, если в начале 70-х годов
в России тратилось на нужды образования примерно 7% от ВВП, то,
как показывают проведенные расчеты, в конце последнего десятилетия
доля расходов на эти цели не достигла пяти процентов (в 1997 году
- 4,2%, а в 2001 году - 3,15%). В мире на цели государственного
финансирования системы образования выделяется более 5% ВВП.
Финансирование образования Российской Федерации из федерального
бюджета в последние годы было явно недостаточным. Поэтому значительным
импульсом для развития образования стала возможность предоставления
образовательных услуг на платной основе. С одной стороны, это расширило
возможность выбора обучающимися уровня и вида образования, с другой
- позволило привлечь в учебные заведения дополнительные финансы
для их развития. Так, размеры платного приема в государственные
вузы составили в 2000 году свыше 40% от общих размеров приема. Следует
отметить, что большую роль в получении желаемого образования стали
играть негосударственные образовательные учреждения высшего образования.
Анализ показателей, представленных в таблице 9, говорит
о том, что в 2001/02 учебном году число негосударственных вузов
достигло 387 с численностью студентов 630 тысяч, что составляет
11,6% от общего контингента студентов вузов.
Количественные и качественные преобразования сети учебных
заведений профессионального образования сопровождались преодолением
сложившейся ранее их отраслевой направленности, не отвечающей структурным
сдвигам экономики, развитию региональных рынков труда.
В стране долгое время сохранялось преобладание подготовки
специалистов отраслевого инженерного профиля. По сравнению с западными
странами в вузах России низка доля студентов, обучающихся по экономическим
специальностям. В России их 8%, тогда как в США - 24%, в Японии
- 10%, ФРГ - 9%. По расчетам отечественных экспертов, на 10 российских
специалистов инженерного профиля приходилось 14 специалистов нетехнического
профиля, тогда как в США этот показатель равен 114, в Германии -
39, во Франции - 32.
Таблица 9. Динамика показателей, характеризующих вузы
России
Учебный год
|
1992/ 1993
|
1993/ 1994
|
1994/ 1995
|
1995/ 1996
|
1996/ 1997
|
1997/ 1998
|
1998/ 1999
|
1999/ 2000
|
2000/ 2001
|
2001/ 2002
|
Число вузов – всего
|
|
626
|
710
|
762
|
817
|
880
|
914
|
939
|
965
|
1008
|
В том числе
|
Государственные
|
535
|
548
|
553
|
569
|
573
|
578
|
580
|
590
|
607
|
621
|
Негосударственные
|
|
78
|
157
|
193
|
244
|
302
|
334
|
349
|
358
|
387
|
Число студентов, всего, тысяч
|
|
2613
|
2645
|
2791
|
2965
|
3248
|
3598
|
4073
|
4742
|
5427
|
В том числе
|
Государственных
|
Тысяч человек
|
2638
|
2543
|
2534
|
2655
|
2802
|
3046
|
3347
|
3728
|
4271
|
4797
|
В % к итогу
|
|
97,3
|
95,8
|
95,1
|
94,5
|
93,8
|
93
|
91,5
|
90,1
|
88,4
|
На 100000 населения
|
184
|
172
|
171
|
180
|
190
|
207
|
228
|
255
|
293
|
331
|
Негосударственных
|
Тысяч человек
|
|
70
|
111
|
136
|
163
|
202
|
251
|
345
|
471
|
630
|
В % к итогу
|
|
2,7
|
4,2
|
4,9
|
5,5
|
6,2
|
7
|
8,5
|
9,9
|
11,6
|
На 100000 населения
|
|
5
|
8
|
9
|
11
|
14
|
17
|
24
|
32
|
44
|
Особенно неблагополучной была область подготовки юристов
и экономистов. Среди занятых в экономике страны бухгалтеров и экономистов
только 30% экономистов и 11% бухгалтеров имели высшее образование.
Анализ отраслевой структуры учебных заведений среднего
специального и высшего образования показывает, что за период с 1996
по 2000 год она не претерпела существенных изменений.
В стране сохраняется преобладание учреждений среднего
специального образования таких отраслей, как промышленность, сельское
хозяйство, здравоохранение и просвещение (около 73%), на долю которых
приходится почти 70% контингента и выпуска специалистов соответствующих
отраслевых групп. При этом при сохранившейся доли ссузов в отрасли
просвещения произошло уменьшение доли контингента и выпуска специалистов
почти на 2% за этот период, а темп снижения составил 2,8% (см. таблицу
10).
Незначительные структурные изменения произошли в такой
отраслевой группе, как экономика: ее удельный вес в общем контингенте
студентов ссузов всех отраслевых групп увеличился на 1,8% при уменьшении
доли выпуска этих специалистов на 2,1% (для всех форм обучения).
Однако следует заметить, что при таких незначительных
структурных сдвигах наблюдается рост среднегодовых темпов выпуска
специалистов промышленности (104,9%), строительства (109,5%), транспорта
(105,0%), связи (101,2%), сельского хозяйства (101,2%), права (113,3%),
и снижение темпов роста - в просвещении (99,4%), искусстве и кинематографии
(99,8%), экономике (99,5% при росте выпуска специалистов очной формы
- 105,7%).
Анализ выпуска специалистов вузов Российской Федерации
за этот же период по отраслевым группам показывает, что изменения,
заслуживающие внимания, произошли только в экономике (увеличилась
на 2,7%) и здравоохранении (уменьшение на 3%), а остальных отраслевых
групп они либо не коснулись, либо эти изменения очень незначительные
(составляют доли процента). Вместе с тем анализ обобщающих показателей
динамики за этот период говорит о высоких среднегодовых темпах роста
выпуска специалистов по всем отраслевым группам, кроме здравоохранения
(см. таблицу 10). При этом наибольший среднегодовой темп роста наблюдается
в таких отраслевых группах, как экономика (185,2%) и право (171,4%),
а снижение - только в отрасли здравоохранения (78%).
Таблица 10. Отраслевая структура и динамика выпуска
специалистов в средних специальных и высших учебных заведениях в
России, %
Отраслевые группы учебных заведений
|
Средние специальные учебные заведения
|
Высшие учебные заведения
|
удельный вес выпуска специалистов по отраслевым группам
|
среднегодовой темп роста выпуска специалистов за период
1996-2000гг.
|
удельный вес выпуска специалистов по отраслевым группам
|
среднегодовой темп роста выпуска специалистов за период
1996-2000гг.
|
в 1996г.
|
в 2000г.
|
в 1996г.
|
в 2000г.
|
Всего
|
100
|
100
|
102,8
|
100
|
100
|
106,7
|
в том числе
|
Промышленность
|
30,2
|
33,3
|
104,9
|
30,3
|
30,1
|
106,7
|
Строительство
|
5,5
|
7,6
|
109,5
|
2,7
|
2,7
|
106,5
|
Транспорт
|
6
|
6,7
|
105,0
|
3,9
|
4,4
|
111,4
|
Связь
|
1,3
|
1,2
|
101,2
|
0,8
|
0,7
|
104,8
|
Сельское хозяйство
|
12,4
|
11,8
|
101,8
|
8,1
|
8,0
|
106,7
|
Экономика
|
14,1
|
12
|
99,5
|
8,1
|
10,8
|
113,1
|
Право
|
0,5
|
0,8
|
113,3
|
1,2
|
1,5
|
111,4
|
Здравоохранение
|
12,3
|
12
|
101,7
|
6,8
|
3,8
|
95,1
|
Физкультура и спорт
|
0,4
|
0,4
|
100,0
|
1,0
|
1,0
|
102,5
|
Просвещение
|
14,9
|
12,6
|
99,4
|
36,1
|
36,1
|
106,7
|
Искусство и кинематография
|
2,4
|
2,1
|
99,8
|
1,2
|
1,1
|
103,6
|
Более углубленный анализ подготовки специалистов средними
специальными учебными заведениями в разрезе специальностей за 2001/2002
учебный год показал, что принято и обучается более 50%, а выпущено
более 65% специалистов пяти групп специальностей (из 33): гуманитарно-социальные,
образование, здравоохранение, культура и искусство, экономика и
управление.
На остальные 28 групп специальностей приходится менее
50% принятых и обучающихся студентов, а выпущенных - менее 35%.
При этом самыми значительными являются такие группы специальностей,
как технологические машины и оборудование, строительство и архитектура,
сельское и рыбное хозяйство - доля численности принятых, обучающихся
и выпущенных специалистов в них колеблется от пяти до восьми процентов.
Анализ распределения студентов вузов Российской Федерации
по группам специальностей показывает, что в 2001/2002 учебном году
по естественно-научным, гуманитарно-социальным группам специальностей,
образованию, здравоохранению, культуре и искусству, экономике и
управлению доля принятых, обучающихся и выпущенных специалистов
составляет соответственно 63,2%, 65% и 68,7%. На остальные 27 групп
специальностей приходится менее 40% контингента студентов (см. таблицу
11).
Таблица 11. Распределение численности студентов государственных
вузов по группам специальностей в 2001/2002 учебном году
Группа специальностей
|
Принято
|
Обучается
|
Выпуск в 2001 году
|
человек
|
в % к итогу
|
человек
|
в % к итогу
|
человек
|
в % к итогу
|
Россия
|
2136330
|
100
|
4483942
|
100
|
595290
|
100
|
Естественно-научные
|
113073
|
5,3
|
236696
|
53
|
39319
|
6,6
|
Гуманитарно-социальные
|
397331
|
18,6
|
891993
|
19,9
|
122124
|
20,5
|
Образование
|
130814
|
6,1
|
296829
|
6,6
|
48379
|
8,1
|
Здравоохранение
|
76057
|
3,6
|
174871
|
3,9
|
23351
|
3,9
|
Культура и искусство
|
53165
|
2,5
|
87119
|
1,9
|
11577
|
1,9
|
Экономика и управление
|
579999
|
27,1
|
1234820
|
27,5
|
164939
|
27,7
|
Междисциплинарные естественно-технические специальности
|
75153
|
3,5
|
117274
|
2,6
|
9794
|
1,6
|
Геология и разведка полезных ископаемых
|
5916
|
0,3
|
12345
|
0,3
|
1797
|
0,3
|
Разработка полезных ископаемых
|
21861
|
1,0
|
40263
|
0,9
|
4858
|
0,8
|
Энергетика у машиностроение
|
38083
|
1,8
|
77912
|
1,7
|
9184
|
1,5
|
Металлургия
|
12235
|
0,6
|
25716
|
0,6
|
3010
|
0,5
|
Машиностроение и металлообработка
|
43487
|
2,0
|
94032
|
2,1
|
11745
|
2,0
|
Авиационная и ракетная техника
|
9665
|
0,4
|
23898
|
0,5
|
3237
|
0,5
|
Морская техника
|
4304
|
0,2
|
9875
|
0,2
|
944
|
0,2
|
Наземные транспортные средства
|
30215
|
1,4
|
64013
|
1,4
|
6608
|
1,1
|
Технологические машины и оборудование
|
37423
|
1,8
|
79178
|
1,8
|
10235
|
1,7
|
Электротехника
|
19521
|
0,9
|
44055
|
1,0
|
5814
|
1,0
|
Приборостроение
|
12485
|
0,6
|
25113
|
0,6
|
3204
|
0,5
|
Электронная техника, радиотехника, связь
|
42090
|
2,0
|
85687
|
1,9
|
10767
|
1,8
|
Автоматика и управление
|
35413
|
1,7
|
73461
|
1,6
|
9830
|
1,6,
|
Информатика и ВТ
|
54178
|
2,5
|
86680
|
1,9
|
9928
|
1,7
|
Сервис
|
30038
|
1,4
|
55256
|
1,2
|
3658
|
0,6
|
Эксплуатация транспорта
|
25706
|
1,2
|
62824
|
1,4
|
6998
|
1,2
|
Химическая технология
|
22646
|
1,1
|
37559
|
0,8
|
4799
|
0,8
|
Воспроизводство и переработка лесных ресурсов
|
20278
|
1,0
|
36996
|
0,8
|
4442
|
0,7
|
Технология продовольственных продуктов
|
25460
|
1,2
|
50872
|
1,1
|
5789
|
1,0
|
Технология товаров широкого потребления
|
15759
|
0,7
|
30528
|
0,7
|
4327
|
0,7
|
Строительство и архитектура
|
81908
|
3,8
|
166370
|
3,7
|
22289
|
3,7
|
Геодезия и картография
|
2938
|
0,1
|
4573
|
0,1
|
636
|
0,1
|
Сельское хозяйство и рыбное хозяйство
|
79062
|
3,7
|
193526
|
4,3
|
26092
|
4,4
|
Экология и природопользование
|
19519
|
0,9
|
37181
|
0,8
|
3900
|
0,7
|
Безопасность жизнедеятельности
|
17773
|
0,8
|
23697
|
4,5
|
1716
|
0,3
|
Управление качеством
|
2997
|
0,1
|
2730
|
0,1
|
0
|
0
|
Дневное обучение
|
1325031
|
62%
|
2391993
|
53,3
|
333774
|
56,1
|
Около двух процентов принятых, обучающихся и выпущенных
специалистов приходится на такие группы специальностей, как энергетика
и машиностроение, машиностроение и металлообработка, технологические
машины и оборудование; электронная техника, радиотехника и связь;
автоматика и управление; информатика и вычислительная техника; междисциплинарные
естественно-технические специальности, и почти 4% - на строительство
и архитектуру, сельское и рыбное хозяйство.
<…>
|